Карта сайта

Модернизация образования

 

КОМПЛЕКС МЕР

по модернизации системы общего образования

Республики Адыгея

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Адыгея в 2012 году разработан в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1176)

I. Текущее состояние общего образования Республики Адыгея

В системе общего образования Республики Адыгея на начало 2011–2012 учебного года функционируют 163 образовательных учреждения, реализующих общеобразовательные программы: 152 дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждения (в т. ч. 4 гимназии, 4 лицея; 3- специальных (коррекционных) учреждения; 1- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 9 вечерних школ, 2 негосударственных образовательных учреждения. Количество обучающихся – 45 786.

Активное участие республики в реализации мероприятий и основных направлений развития общего образования, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», приоритетным национальным проектом «Образование», региональными целевыми программами в сфере образования позволило достичь значимых для региональной системы образования изменений.

Сформирована многоуровневая информационная система мониторинга качества образования Республики Адыгея; реализован новый подход в аттестации педагогических работников (через оценку проявления компетентностей педагога); разработан и внедрен механизм связи оценки качества системы образования и новой системы оплаты труда.

С 8 до 13 выросло число общеобразовательных учреждений – участников экспериментальной деятельности: 5 из них осуществляют проектно-исследова­тельскую и экспериментальную деятельность по воспитанию обучающихся.

С 1 сентября 2011 года во всех первых классах всех общеобразовательных
учреждений республики, а также во вторых и третьих классах 36-ти общеобразовательных учреждений реализуется Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). В основной образовательной программе образовательных учреждений, перешедших на новые образовательные стандарты, отражена национально-региональная составляющая образования. В 36 образовательных учреждениях обучение ведется на родном (нерусском) языке.

Повысилась роль и значительно расширены функции двух центров психолого-педагогической помощи, функционирующих в республике, осуществляющихметодическую поддержку общеобразовательных учреждений по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью формирования и развития необходимых навыков и компетенций.

Переход на новые образовательные стандарты выявил необходимость комплексного подхода к оснащению оборудованием общеобразовательных учреждений, несовершенство механизма организации внеурочной деятельности обучающихся; проблемы формирования образовательным учреждением основной образовательной программы; отсутствие сертифицированного диагностического инструментария для проведения мониторинговых исследований качества образования.

Совершенствуется механизм системы поиска и поддержки одаренных детей. Ежегодно проводится мониторинг развития одаренных детей, организуются интеллектуально-творческие и культурно-массовые мероприятия. Увеличилось число школьников, принявших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 606 чел. (2010 г.) до 694 чел. (2011 г.). 170 из них удостоены дипломов и ценных подарков. В соответствии с Указом Главы Республики Адыгея школьникам и студентам за особые успехи в обучении ежемесячно выплачиваются 92 персональные стипендии в размере от 500 до 1200 рублей каждая.

Более 1 000 одаренных школьников из всех муниципальных образований республики обучаются в государственном бюджетном учреждении Республики Адыгея «Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете». Ежегодно организуется работа профильного лагеря «Летняя математическая школа». Актуализировалась проблема интеграции усилий педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования по созданию эффективной и комплексной системы психолого-педагогического сопровождения личности одаренного ребенка.

Существенно расширены возможности педагогических работников республики по повышению квалификации и переподготовке кадров. В полной мере используется потенциал государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» (далее – АРИПК), на базе которого апробируются блочно-модульные образовательные программы и накопительная система обучения педагогов. На базе АРИПК прошли обучение 983 педагогических работника по вопросам введения ФГОС НОО и использования современных информационно-коммуникационных технологий, 72 учителя основной школы повысили квалификацию по вопросам внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс. Лаборатория национальных проблем образования и издательской деятельности АРИПК обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательных учреждений в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в общеобразовательных программах школ.

В рамках федерального проекта по программе «Современный образовательный менеджмент» обучено 88% директоров образовательных учреждений.

В 2011 году в рамках реализации программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011–2014 годах» прошли обучение 15 руководителей общеобразовательных учреждений республики, 3 руководителя органов управления образованием, 4 специалиста системы образования республики прошли обучение на стажировочных площадках г. Волгограда, созданных в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

В 2011 году разработана региональная модель дистанционного обучения. Созданы республиканский центр дистанционного образования на базе учреждения повышенного уровня обучения – государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская гимназия», который с 2009 года является также Центром дистанционного образования детей-инвалидов, а также 9 муниципальных центров дистанционного образования.

Развитие дистанционного образования позволит обеспечить рост удельного веса численности учащихся 10–11 (12) классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов. В 2011 году этот показатель составляет 22%.

Во всех общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры, реализуются различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни. Летом на базе общеобразовательных учреждений функционируют оздоровительные лагеря (в 2011 году в них отдыхали 7 715 детей).

В рамках реализации долгосрочной целевой программы Республики Адыгея «Школьное питание» на 2011–2013 годы в 2011 году особое внимание было уделено модернизации материально-технической базы школьных столовых, пищеблоков и буфетов; рационализации питания; разработке медицинских аспектов здорового питания школьников и формированию основ культуры питания.

Проблемой остается низкая оснащенность общеобразовательных учреждений современно оборудованными спортзалами и спортплощадками, недостаточная оснащенность столовых современным технологическим оборудованием.

В Республике Адыгеястало нормой представительство общественных институтов в аттестации педагогических работников, аккредитации и лицензировании образовательных учреждений, при проведении творческих конкурсов и др. Всеми образовательными учреждениями и органами управления образованием подготовлены и опубликованы, в том числе и в сети Интернет, публичные доклады.

Наряду с этим следует отметить недостаточный уровень вовлеченности общественности в управление сферой образования; необходимость усиления внимания к роли детских (ученических) общественных организаций в воспитании подрастающего поколения.

В 2011 году продолжена работа по совершенствованию нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений: разработана методикарасчета и утверждены нормативы подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение образования детей-инвалидов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Недостаточный объем финансирования ряда общеобразовательных учреждений при расчете средств по нормативам финансирования является одной из основных проблем при реализации принципа нормативного подушевого финансирования. В связи с этим в республике применяется система поправочных коэффициентов, которую планируется отменить в 2014 году.

II. Описание итогов модернизации в 2011 году общего образования

Республики Адыгея

В целях реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея разработано и принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 7 июля 2011 года № 132 «О Комплексе мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея» (далее – Комплекс мер). Для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 июля 2011 года № 233-р создан Координационный совет по модернизации общего образования в Республике Адыгея (далее - Координационный совет).

В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году сформирована региональная нормативная правовая база, обеспечивающая регулирование основных направлений модернизации общего образования в республике: совершенствование нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений и новой системы оплаты труда, введение новых стандартов общего образования, организация аттестации педагогических работников, дистанционного образования.

Формирование субвенций местным бюджетам на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется с 2006 года на основе нормативного подушевого финансирования. Нормативы финансирования рассчитываются в соответствии с утвержденной методикой и ежегодно утверждаются в Законе Республике Адыгея о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Утвержден Порядок распределения органами местного самоуправления средств субвенции между муниципальными общеобразовательными учреждениями.

Система нормативного подушевого финансирования в Республике Адыгея разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 29 июня 2006 г. № АФ-157/02).

Новая система оплаты трудав общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея введена с 1 сентября 2009 года, в ее основе – методика, рекомендованная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Благодаря мероприятиям Комплекса мер в Республике Адыгея в 2011 году обеспечен значительный рост заработной платы учителей школ: в 4 квартале 2011 года средняя заработная плата учителей превысила уровень средней заработной платы в экономике по Республике Адыгея за 1 квартал 2011 года и составила 13 747 руб., что на 48% больше, чем в январе 2011 года (9 256 руб.).

Увеличение заработной платы осуществлялось поэтапно: в мае-июне 2011 года оклад учителя был увеличен на 6,5%, а с 1 сентября 2011 года фонд оплаты труда был увеличен на 25,5%. Увеличена доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей с 25% в январе 2011 года до 38% в сентябре 2011 года.

Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) составила 15%, что на 3% выше планового показателя. Превышение планового показателя связано с увеличением в 2011 году количества обучающихся на начальной ступени в общеобразовательных учреждениях по сравнению с 2010 годом.

Для обеспечения комплексной подготовки образовательных учреждений республики к введению ФГОС в 2011 году на курсах повышения квалификации обучены 26% руководителей и педагогов: все учителя первых классов, 258 учителей-предметников, 246 специалистов (социальные педагоги, педагоги-психологи, библиотекари, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

В целях обеспечения научно-методического сопровождения введения ФГОС проведены педагогические чтения по теме «Применение ИКТ в системе образования Республики Адыгея» и научно-практические конференции по темам: «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования», «Психологическая служба в образовании: опыт, проблемы, перспективы».

Приняты меры по решению проблем, связанных с переходом на новые образовательные стандарты:

– подготовлены методические рекомендации, предусматривающие механизмы организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Республики Адыгея, реализующих образовательные программы начального общего образования;

– для директоров, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей организованы практикумы и семинарские занятия по формированию образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования. Подготовлены по вопросам введения ФГОС педагогические команды из 136 школ. Для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей и методистов районных (городских) методических центров проведены республиканские семинары по обмену опытом работы по внедрению ФГОС НОО;

– для организации общеобразовательными учреждениями закупок учебного и учебно-лабораторного оборудования в рамках реализации в 2012 году мероприятий Комплекса мер приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее – Министерство) от 27 декабря 2011 года № 1216 определен перечень оборудования, необходимый для организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся при реализации ФГОС основного общего образования.

Показатель результативности комплекса мер по итогам аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Адыгея составил 15% (на 1% выше планового), что вызвано активностью руководителей общеобразовательных учреждений по направлению учителей на аттестацию с целью определения соответствия занимаемой должности.

В 2012 году планируется проведение цикла обучающих семинаров и практикумов по повышению профессионализма членов экспертных групп аттестационной комиссии, также будут внесены изменения в региональную нормативную правовую базу по вопросам содержания экспертных процедур.

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер в Республике Адыгея разработана модель региональной системы дистанционного образования. Идея дистанционного обучения получила широкую поддержку органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики, что позволило увеличить плановый показатель «Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений», определенный соглашением между Кабинетом Министров Республики Адыгея и Минобрнауки России, c3% до 6%.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов в общеобразовательных учреждениях положительная. Проведена частичная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы, а также установка узлов учёта энергетических ресурсов в части общеобразовательныхучреждений.

По итогам реализации мероприятий Комплекса мер в 2011 год достигнуты ожидаемые результаты:

1) увеличилась оснащенность учебных кабинетов на 20% за счет приобретения 1557 единиц учебного и лабораторного оборудования;

2) закуплены комплекты учебников для всех первоклассников республики, а также для обучающихся 2–3-х классов общеобразовательных учреждений, перешедших на обучение по новым стандартам по мере готовности. Всего приобретено 63 004 единицы учебников;

3) на 15% увеличилась оснащенность компьютерным оборудованием (на 1342 единицы);

4) закуплено 28 единиц современного оборудования для школьных мастерских и кабинетов производственного обучения;

5) на 16% улучшилась оснащенность школьных спортзалов (приобретено 3966 единиц спортивного оборудования и инвентаря);

6) на 18% улучшилась оснащенность медицинских кабинетов;

7) показатель оснащенности школьных столовых составил 80%;

8) уменьшился дефицит транспортных средств для перевозки обучающихся на 25%;

9) выполнены работы по текущему ремонту с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям, или охране здоровья обучающихся, или с целью подготовки помещений для установки оборудования в 40% общеобразовательных учреждений.

Проблемными вопросами состояния материальной базы образовательных учреждений являются техническое состояние зданий общеобразовательных учреждений (15% школ нуждаются в комплексном капитальном ремонте и 75% школ – в выборочном капитальном ремонте) и старая мебель в столовых и учебных классах.

С целью информационного сопровождения Комплекса мер Координационной комиссией Министерства по разработке и реализации Комплекса мер регулярно проводились совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием, а также руководителями общеобразовательных учреждений.

На августовских педагогических совещаниях, проведенных Министерством и муниципальными органами управления образованием в 2011 году, обсуждены с педагогической общественностью планы и первые итоги модернизации общего образования Республики Адыгея.

В ноябре 2011 года проведены региональная и муниципальные пресс-конференции по вопросам обсуждения хода реализации Комплекса мер и повышения заработной платы учителей, в которых приняли участие учителя, представители Профсоюза работников образования, общественных организаций.

С целью широкого и своевременного информирования заинтересованной общественности о ходе реализации Комплекса мер с июля 2011 года на сайте Министерства открыта страница «Модернизация общего образования», размещено более 15 публикаций о реализации Комплекса мер в муниципальных и республиканских средствах массовой информации.

С целью оперативного реагирования на обращения педагогических работников по вопросам выплаты заработной платы в Министерстве работает телефонная «горячая линия».

III. Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего

образования Республики Адыгея в 2012 году

Общий объем средств, предусмотренный в 2012 году на реализацию Комплекса мер в 2012 году составит 343 170 тыс. руб., в том числе: 311 668 тыс. руб. – средства федерального бюджета, 2 300 тыс. руб. – средства республиканского бюджета Республики Адыгея, 29 202 тыс. руб. – средства местных бюджетов.

С целью создания современных условий обучения 54% указанных средств планируется расходовать на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в частности на приобретение учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, 29% – на проведение капитального ремонта, развитие школьной инфраструктуры, реализацию мер, направленных на энергосбережение, 7% – на приобретение транспортных средств, 5% – на пополнение школьных библиотек, 3% – на повышение квалификации, 2% – на внедрение дистанционного обучения.

В целях эффективного использования бюджетных средств Министерством планируется проведение централизованных закупок учебного и учебно-лабораторного оборудования для обеспечения реализации ФГОС ООО и учебников для обучающихся 2 классов начального общего образования.

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году приведены в приложении № 1.

Значения показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Адыгея на модернизацию общего образования Республики Адыгея приведены в приложении № 2.

Механизм реализации Комплекса мер предполагает тесное взаимодействие исполнителей мероприятий при условии четкого разграничения их полномочий и ответственности. При реализации Комплекса мер значительно усиливается роль Координационного совета.

Субсидия, предоставляемая республиканскому бюджету Республики Адыгея на модернизацию системы общего образования в Республике Адыгея, будет расходоваться Министерством и государственными образовательными учреждениями Республики Адыгея в объеме 80 705 тыс. руб. Местным бюджетам для муниципальных общеобразовательных учреждений будет выделено 230 963 тыс. руб. Размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Адыгея местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) (далее – субсидий), рассчитан исходя из количества обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом того, что на каждого обучающегося в сельской местности выделяется в 2 раза больше средств, чем на обучающегося в городской местности.

Реализация Комплекса мер предполагает наличие софинансирования за счет средств местных бюджетов муниципальных районов (городских округов), минимальный уровень которого составляет от 6% до 17% от суммы субсидии.

Субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) при соблюдении следующих основных условий:

1) наличие в местном бюджете муниципального района (городского округа) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации Комплекса мер;

2) наличие утвержденного Комплекса мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании;

3) заключение соглашения с Министерством о предоставлении субсидии (далее – соглашение).

Организационные функции по управлению реализацией Комплекса мер осуществляет Министерство.

Комплекс мер является эффективным механизмом включения республики в достижение цели и решение задач, стоящих перед ре6гиональной образовательной системой, обеспечивающим продвижение субъекта к достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также внедрение в субъекте современных моделей успешной социализации детей.

Для реализации направления «Переход на новые образовательные стандарты» в 2012 году будет выделено 62 000,0 тыс. руб.

В 2012 году по ФГОС НОО будут обучаться учащиеся 1–2-х классов всех общеобразовательных учреждений республики. Продолжится апробация введения ФГОС НОО по мере готовности в 3–4-х классах 36 общеобразовательных учреждений республики. Начнется апробация введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее – ФГОС ООО) по мере готовности в 5-х классах. Все обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам будут обеспечены учебниками.

В рамках работы по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей» планируется дальнейшее совершенствование условий для духовно-нравственного, патриотического, гражданско-правового воспитания детей и подростков, поддержка талантливых детей и молодежи.

Для реализации направления «Совершенствование учительского корпуса» в рамках предусмотренных средств в 2012 году будет выделено 9 176 тыс. руб.

В 2012 году планируется сохранить достигнутый уровень соотношения средней заработной платы учителей и средней заработной платы по экономике в Республике Адыгея.

План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Республики Адыгея приведен в приложении № 3.

В целях координации работы по аттестации педагогических кадров был проведен мониторинг планируемого количества учителей, которые пройдут процедуру аттестации в 2012 году. Всего в 2012 году планируется аттестация 684 учителей.

Утвержден «План-график мероприятий по повышению квалификации работников муниципальных учреждений и образовательных учреждений Республики Адыгея на 2012 год», составленный на основе заявок образовательных учреждений, обобщенных муниципальными органами управления образованием.

В 2012 году предполагается на курсах повышения квалификации обеспечить подготовку к введению (реализации) ФГОС 650 учителей начальных классов, учителей-предметников, руководителей общеобразовательных учреждений.

Для обновления компетенций управленческих и педагогических кадров общеобразовательныхучреждений будет апробирована модель повышения квалификации, предполагающая замещение традиционных форм новыми моделями, обеспечивающими индивидуальную траекторию профессионального развития педагога с использованием дистанционных технологий обучения и стажировочных площадок с трансляцией лучшего опыта педагогов и образовательных учреждений.

Будет продолжена работа по стимулированию творческого развития педагогов через конкурсы профессионального мастерства, привлечению выпускников вузов для работы в образовательных учреждениях.

Для реализации мероприятий, направленных на изменение школьной инфраструктуры будут предусмотрены средства в сумме 246 071,0 тыс. руб.

Планируемые результаты в рамках данного направления:

1.Создание условий для дистанционного обучения более 4500 обучающихся общеобразовательных учреждений республики, а также 96 детей-инвалидов.

В действующую систему дистанционного образования (10 общеобразовательных учреждений) будут включены еще 25 муниципальных общеобразовательных учреждений. Будут созданы условия для проведения учебных занятий в режиме видеоконференции, вебинаров для обучающихся школ, подключенных к системе.

Создание системы дистанционного обучения приведет к более эффективному поиску, выявлению, обучению и развитию талантливых детей и молодежи в различных предметных областях, позволит улучшить качество образования в 20% малокомплектных и удаленных школ, повысить интенсивность и эффективность взаимодействия обучающихся с преподавателем, открыть учащимся доступ к любым образовательным ресурсам, организовать профильное обучение, учитывающее многообразие интересов учащихся.

В 2012 году предполагается отработать механизм сетевого взаимодействия центров дистанционного образования и удаленных сельских школ, а также механизм финансирования дистанционного обучения.

2.Улучшатсяусловия получения образования детьми с ограниченными возможностями:

в одной из двух специальных (коррекционных) школ-интернатов будут созданы условия обеспечивающие выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, организации образовательного процесса соответствующего современным санитарно-гигиеническим требованиям;

специальные (коррекционные) школы-интернаты будут полностью обеспечены транспортом, оборудованным для перевозки детей и комплектами мячей для игровых видов спорта;

будут расширены формы повышения квалификации и профессионального сопровождения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.

3.С целью содействия в реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся общеобразовательных учреждений будут изданы методические рекомендации по учету региональных, национальных и этнокультурных особенностей по всем учебным предметам начальной ступени обучения в соответствии с ФГОС НОО.

4.Улучшениетехнического состояния зданий общеобразовательных учреждений.

Для выполнения работ по текущему ремонту предусмотрены средства в сумме 24726,0 тысячи рублей. Данное мероприятие будет выполнено в 80 % школ. Кроме подготовки помещений для установки нового оборудования будут выполнены работы по ремонту душевых туалетов и комнат гигиен для девочек в 28 школах.

На проведение капительного ремонта зданий общеобразовательных учреждений будут направлены средства в сумме 53372,0 тысячи рублей.

В 9 образовательных учреждениях будет выполнен капитальный ремонт кровли, в 8 образовательных учреждениях будет выполнена замена деревянных оконных блоков на металлопластиковые оконные блоки, в 2 образовательных учреждениях будет выполнен капитальный ремонт системы отопления, в 1 школе будут выполнены работы по капитальному ремонту спортзала, в 21 учреждении будет выполнен капитальный ремонт душевых, туалетов и раздевалок.

В результате выполненных работ в Республике Адыгея будут устранены проблемы с мягкими кровлями в общеобразовательных учреждениях на 90%, а с окнами на 50%.

5.Будет увеличена оснащенность учебных кабинетов за счет приобретения более 800 единиц учебного и лабораторного оборудования; школьных мастерских и кабинетов производственного обучения - за счет приобретения более 400 единиц оборудования.

20 школ (13 %) будут полностью оснащены современным учебно-наглядным оборудованием по всем предметам. Более 50 % школ получат комплекты оборудования по 2-3 предметам. Потребность общеобразовательных учреждений в современном учебно-наглядном оборудовании снизится с 70% до 50%.

6.Планируется приобретение не менее 25 транспортных средств для перевозки обучающихся, что позволит обеспечить все общеобразовательные учреждения, нуждающиеся в транспортных средствах для подвоза детей к школам.

7.За счет приобретения 1800 единиц компьютерной техники показатель «Число школьников на 1 компьютер» снизится до 15 (в 2011 году – 16).

8.Доля общеобразовательных учреждений, оборудованных приборами учета, составит 100%, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт – 80%, разработавших программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов – 70%.

На мероприятия по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» будут выделены средства в сумме 25 923 тыс. руб., в том числе по направлениям:

  1. Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся. Планируется улучшение оснащенности школьных спортзалов на 800 единиц спортивного оборудования и 4900 единиц спортивного инвентаря. Для 40 % школ будут приобретены общеразвивающие тренажёры, а для остальных – комплекты оборудования по спортивной гимнастике и игровым видам спорта. Потребность в спортоборудовании снизится на 12 %.
  2. Улучшение оснащения медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений. Показатель обеспеченности медицинских кабинетов медицинским оборудованием составит 100%.
  3. Совершенствование организации питания школьников. За счет приобретения 500 единиц современного оборудования обеспеченность столовых общеобразовательных учреждений технологическим оборудованием составит 100%.

По направлению «Развитие самостоятельности школ» предусмотрено:

  1. Разработка новых механизмов и форм общественного участия в управлении образованием, их дальнейшее совершенствование и развитие. С этой целью планируется организация работы по участию органов государственно-общественного управления образовательных учреждений в разработке и реализации основных образовательных программ; ежегодное проведение республиканских конкурсов Интернет-сайтов, блогов школьных учителей, педагогических и образовательных сообществ; организация работы по переходу на предоставление информационно-образовательных услуг в электронном виде.
  2. Поддержка 131 детской общественной организации (более 25000 детей) образовательных учреждений республики, их социально-значимых инициатив, стимулирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств детей – членов общественных организаций.
  3. Дальнейшее расширение возможностей доступа образовательных учреждений к сети Интернет, сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса системы образования Республики Адыгея, увеличение доли общеобразовательных учреждений, использующих электронный журнал/дневник обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений с 38% (2011 год) до 72%.
  4. Обучение использованию ИКТ 1250 работников общеобразовательных учреждений в рамках курсов повышения квалификации с целью повышения информационной культуры участников образовательного процесса.
  5. Расширение форм информационногосопровождения деятельности системы образования республики. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих сайты, web-страницы, увеличится с 80% (2011 год) до 90%.
  6. Снижениенеэффективных расходов в сфере образования. В 2012 году в общеобразовательных учреждениях будут продолжены мероприятия по увеличению наполняемости классов, увеличению значения показателя «Количество учащихся на 1 учителя», оптимизации штатов.
  7. Расширениеэкономической самостоятельности образовательных учреждений. В рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2011 году сформирована нормативная правовая база для внедрения новых финансовых механизмов. С 1 января 2012 года внедряется механизм государственного задания, предоставление субсидий на оказание государственных услуг на основании нормативных затрат, заключение соответствующих соглашений между учредителями и общеобразовательными учреждениями.

Для обеспечения максимальной прозрачности реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей, а также в целях беспрепятственного доступа учителей к указанной информации, на официальном сайте Министерства http://adygheya.minobr.ru/ размещена вся необходимая информация по реализации Комплекса мер.

В 2012 году планируется дальнейшее освещение хода проекта модернизации общего образования Республики Адыгея в средствах массовой информации, на совещаниях, проводимых Министерством с руководителями муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений.

План-график реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Адыгея в 2012 году по кварталам приведен в приложении № 4.

Информация о реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Адыгея в 2012 году в разрезе общеобразовательных учреждений приведена в приложении № 5.

Распределение субсидии приведено в приложении № 6.

IV. Информация о мерах, направленных на привлечение

молодых учителей в общеобразовательные учреждения

Работа по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения республики проводится в соответствии с Планом мероприятий по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения.

С целью профессиональной адаптации молодых специалистов, повышения уровня профессиональной компетентности молодых учителей, стимулирования профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту для молодых педагогов регулярно проводятся семинары, консультации, встречи с членами республиканского клуба «Учитель года Адыгеи», активизировались такие формы методической работы как институты наставничества, школы молодого учителя, создаются методические объединения, клубы молодых учителей. На сайте АРИПК в 2011 году создан раздел «Молодому педагогу». В 2012 году АРИПК планирует создание программы психолого-педагогического и научно-методического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей.

Большое внимание уделяется материальной поддержке молодых учителей. В 2010 году впервые молодые учителя Республики Адыгея участвовали в конкурсном отборе в рамках Программы поддержки перспективных выпускников высших учебных заведений, разработанной Минобрнауки России. Государственную поддержку из федерального бюджета в размере 500 тысяч рублей получил один молодой учитель.

С 2011 года в Республике Адыгея установлены 10 грантов по 20 тыс. рублей для победителей конкурсного отбора среди лучших выпускников вузов, изъявивших желание работать в общеобразовательных учреждениях республики. В конкурсном отборе 2011 года победителями стали 7 молодых учителей из 15 претендентов.

В 2011 году активизировалась работа в муниципальных образованиях по материальной поддержке молодых учителей, в том числе на конкурсной основе. В декабре 2011 года проведен республиканский конкурс «Новой школе – новые учителя». Победитель конкурса и призеры были награждены денежными премиями, на поощрение победителей и участников конкурса выделено 60 тыс. рублей.

Начиная с сентября 2011 года всем молодым учителям в возрасте до 27 лет, работающим в общеобразовательных учреждениях республики, осуществляется выплата в размере до 50% от нормативной ставки заработной платы из фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, всего ее получают 297 педагогов.

Подведены итоги мониторинга жилищных условий молодых учителей. На
1 декабря 2011 года в общеобразовательных учреждениях республики работают 813 молодых учителей в возрасте до 35 лет, из них в улучшении жилищных условий нуждаются 308 педагогов, прогнозное количество претендентов на получение ипотечного кредита составляет 261 человек.

Оплата съемного жилья производится восемнадцати молодым учителям в двух муниципальных образованиях, 12 молодых учителей из четырех муниципальных образований получили в 2010–2011 годах в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села на 2012–2013 годы» бюджетные средства на приобретение жилья, 8 молодых учителей являются претендентами на улучшение жилищных условий в 2012 году по муниципальным программам «Обеспечение жильем молодых семей в 2011–2015 годах».

С целью оценки эффективности работы по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения ежеквартально проводится региональный мониторинг кадрового обеспечения, подтвердивший эффективность мер по привлечению и закреплению молодых учителей в общеобразовательные учреждения: на 1 декабря 2011 года количество молодых педагогов в возрасте до 29 лет составляет 516 человек, 104 из них были приняты на работу в общеобразовательные учреждения с первого сентября 2011 года, что значительно выше показателей приема молодых учителей в школы в 2007–2010 годах.

Для дальнейшего продолжения работы по привлечению молодых учителей Министерством разработан План мероприятий на 2012–2015 годы.

V. Ориентиры развития общего образования в Республике Адыгея

на период до 2020 года

Развитие общего образования в Республике Адыгея до 2020 года планируется проводить в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р), федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61) и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р).

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования станет компетентностный подход: ориентация на развитие практических навыков обучающихся, на их способность применять полученные знания, реализовывать собственные проекты. К 2020 году 95% обучающихся общеобразовательных учреждений республики перейдут на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам.

Созданная система дистанционного обучения позволит внедрить новые методики углубленного обучения сельских школьников, повысить интенсивность и эффективность взаимодействия обучающихся с преподавателем, открыть учащимся доступ к любым образовательным ресурсам. Создание и функционирование региональной образовательной информационной среды приведет к более эффективному поиску, выявлению, обучению и развитию талантливых детей и молодежи.

Все общеобразовательные учреждения будут включены в систему дистанционного образования, обеспечены компьютерной техникой, учебно-программными комплексами и соответствующей пропускной способностью Интернет-трафика.

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому, будут введены новые учебные предметы из образовательных областей «Культура» и «Искусство», расширен спектр образовательных услуг дополнительного образования.

К 2015 году предполагается создать условия для получения детьми с ограниченными возможностями психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, внедрения моделей интегрированных форм воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, получения профессиональной подготовки детьми с ограниченными возможностями в учреждениях, находящихся в ведении Республики Адыгея, организации обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья методам их воспитания, обучения и реабилитации.

К 2020 году предполагается с учетом небольшой территории Республики Адыгея создать два базовых образовательных учреждения, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в наиболее крупных муниципальных образованиях; создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями; создание системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы сферы образования республики. В 2012–2013 годах будут введены в эксплуатацию 3 новых общеобразовательных учреждения. Во всех образовательных учреждениях будут выполнены необходимые мероприятия по энергосбережению. Положительно будут решены вопросы, связанные с антитеррористической и пожарной безопасностью, оснащением общеобразовательных учреждений современным оборудованием, системами водоснабжения, канализации и централизованного отопления, завершением работ по смене мягкой кровли на шатровую крышу и старых деревянных оконных блоков на металлопластиковые окна.

Обеспечение условий для повышения квалификации педагогов, их непрерывного профессионального развития позволит довести долю учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения от общей численности в 2015 году до 45%, в 2020 году до 100%.

Новости
новости проекта
файлы для загрузки
(8)
партийные проекты
(10)
последние новости